Map kraynevmax@gmail.com                                                                      +7 915 334 07 34         +7 499 792 46 41

Услуги и цены
Оборудование
Клиенты и гости студии
SOUND CLOUD
КАРТА САЙТА и КОНТАКТЫ
СТАТЬИ

D.I.Y. RECORDING STUDIO Pt.1

HOW IT'S MAKE

               #Cat Link       www.maxim-kraynev.ru
 Статьи
  измерения и
  образовательные программы

  D.I.Y. Recording studio Pt.1
  D.I.Y. Recording studio Pt.2

D.I.Y. Recording studio Pt.1

Домашняя Project студия - Orange room.
Основные этапы строительства и контрольные измерения.


ORANGE ROOM - Аппаратная. С этой маленькой комнаты всё началось. Большая статья о том "как это сделано", "почему так" и "что получилось". Весь материал статьи является частью моей дипломной работы "Домашняя Project-студия. Теоретические основы и практическая реализация". ИСИ 2011 год. г.Москва.

Введение.
Главная цель всего проекта - построить контрольную комнату в домашних условиях и тем самым обеспечить себе такой контроль, при котором не пришлось бы потом "досводить" на профессиональной студии. С оборудованием всё более-менее ясно. Обладая сравнительно небольшим бюджетом, можно собрать DAW (Digital Audio Workstation), технические характеристики которого будут отвечать всем требованиям профессиональной аппаратуры. Купить хороший ламповый микрофон, предусилитель\компрессор, процессор эффектов и контрольные агрегаты (мониторы, наушники) и вроде бы минимальный комплект готов, чтобы начать работать. Остаётся главный вопрос: как всё это заставить эффективно работать в наших квартирах, гаражах, подвалах и других бетонных коробках? Если нашему "железу" всё равно где работать (хотя тут тоже есть вопросы связанные с заземлением и напряжением в наших электросетях), то наши приёмники и передатчики звука на выходе и входе соответственно будут иметь совсем не ту АЧХ , что указана в паспорте. В итоге мы не можем вести качественную записать и не можем осуществлять качественный контроль. Для решения этих проблем перед нами стоит задача создания достойной акустики помещения, которая будет отвечать нашим требованиям.

Начало.
Итак, что было дано изначально. Панельный дом серии п-44т, 17й (последний) этаж, маленькая комната в 2х комнатной квартире. Площадь комнаты составляет 11,4 м.
 Именно маленькая комната была выбрана по двум причинам. Первая, это расположение комнаты относительно соседей. С трёх сторон маленькую комнату окружают помещения, которые относятся к этой квартире и следовательно обеспечивают дополнительную звукоизоляцию от соседей. Вторая причина - это цена вопроса. Математика проста: на комнату в 2 раза больше по размеру, нужно в 2 раза больше денег.
 Основная проблема - это параллельные поверхности, которых у нас целых три.
 Для такого маленького помещения почти нет возможности экспериментировать с геометрией (избавляться от параллельных поверхностей), поэтому был выбран вариант с установкой угловых низкочастотных поглотителей. Это совсем не сложно в техническом плане, но в тоже время должно эффективно снизить влияние НЧ мод помещения на наш сигнал.
 Прежде всего необходимо было понять, нужно ли делать звукоизоляцию. Звукоизоляция и акустический дизайн - это два принципиально разных этапа строительства, каждый из которых решает разные задачи, но каждый из них должен быть реализован в современной студии.
 В данном случае было решил отказаться от выполнения полной звукоизоляции по ряду причин. Для "домашней контрольной комнаты" нет особого смысла пытаться добиться абсолютной тишины и отсутствия шумов из вне, так как для этого пришлось бы "съесть" половину объёма нашей комнаты, и не факт ,что это бы спасло от структурного шума с улицы или срабатывания электродвигателя в шахте лифта. К тому же предполагаемая акустическая отделка в достаточной степени будет работать и как звукоизоляция.
 За основной материал были взяты звукопоглощающие панели из прессованного древесного волокна фирмы Heradesign. Монтаж панелей предполагается либо на деревянное основание из бруса или на металлическом каркасе. Я выбрал вариант с деревом, так как металлический каркас может вызвать нежелательные резонансы. Для увеличения диапазона звукопоглощения ячейки полученного каркаса заполняются звукопоглощающими плитами Шуманет СК и Шуманет БМ. Для пола была выбрана конструкция системы ЗИПС-Пол.
 Данный вариант отделки помещения (панель Heradesign на деревянном каркасе с заполнением ячеек минеральной ватой + ЗИПС-Пол) - это наверно необходимый минимум, которой можно себе позволить для домашней студии. Делать меньше, например просо повесить по углам НЧ поглотители, не избавит вас от SBIR из-за параллельных поверхностей стен, а делать что то более масштабное в маленькой комнате так же не имеет особого смысла.

Этапы строительства.
 В самом начале было заменено окно, на новый стеклопакет с максимальными характеристиками звукоизоляции. Оговорюсь, что окно заказывалось в обычной фирме, которая занимается окнами, и этот стеклопакет имеет 2 камеры и 3 стекла разной толщины, но не является каким то специальным решением для студий. Специальное окно, в котором будут стёкла ещё толще, а камеры больше - будет стоить очень дорого.
 После установки окна первым делом идёт установка системы "ЗИПС-пол". Панели соединяются между собой по средствам пазогребневого соединения. Ко всем боковым поверхностям (стенам, колоннам и порогам) торцы сэндвич-панелей прилегают через два слоя упругой прокладки из материала "ВИБРОСТЕК-М". Непосредственно к панелям ЗИПС-ПОЛ закрепляются листы ГВЛ толщиной по 10 мм в два слоя. Для увеличения прочности основания конструкции ЗИПС-ПОЛ поверх слоев ГВЛ после предварительного грунтования поверхности на каучуковую мастику приклеиваются листы фанеры толщиной 18 мм.
В конечном итоге мы получаем своеобразный сэндвич на полу. Самый верхний слой - это ламинат. В процессе ремонта второй комнаты ламинат был заменён на паркетную доску. Более толстую и более мягкую.
После завершения монтажа пола, преступаем к возведению каркасной конструкции из сухого бруса размером 50х50мм. В идеале, можно было бы сделать подвесной потолок, но так как у нас последний этаж и нам сверху никто не будет мешать, было решено крепить брус прямо к потолочному перекрытию, дюбелями. Во всех местах примыкания деревянного бруса к стенам и потолку было решено применить ленту Вибростек М.
Итоговый вид нашего каркаса. Вертикальные части было решено поставить на "s-опоры", которые остались лишними после монтажа пола, и тем самым избавиться от жёстких связей между полом и стенами. Также нужно было дать хоть какое то пространства между боковыми стенами и нашим каркасом. Наш каркас готов! По завершении этого этапа очень удобно выполнять работы по электромонтажу. Провода укладываются между стенами и каркасом. Все розетки опущены вниз. Стоит использовать 3х жильный силовой кабель с заземлением и не скупиться на поперечное сечение.
Следующим этапом будет заполнение ячеек нашего каркаса звукопоглощающими плитами Шуманет СК и Шуманет БМ. Плиты Шуманет БМ укладываться в угловые поглотители. Они должны плотно прилегать друг к другу и занимать весь объём, но не должны деформироваться. Шуманет СК укладываются в ячейки потолка и стен, размеры которых заранее подобраны. В ячейки боковых стен, плиты нужно закрепить точно между деревянными основаниями так что бы плита не касалась бетонного основания стены.
После того как все ячейки заполнены, необходимо обшить всю конструкцию тканью типа "спанбонд", которая служит для дополнительной защиты от эмиссии волокон. Ткань крепилась внахлёст мебельным степлером. Завершающим этапом следует монтаж панелей Heradesign. Панели крепятся саморезами по дереву 40мм. Резку листов необходимо выполнять при помощи электролобзика. Покраску панелей Heradesign необходимо выполнять при помощи краскопульта, краской на водной основе. Далее следовала финишная отдлелка, установка деревянных молдингов, свет, ламинат, жалюзи и так далее, но фотографировать сил уже небыло, да и времени тоже, так как предполагалось сделать всё за месяц, а ушло больше двух.

Акустические измерения.
Акустические измерения проводились два раза, до и после отделки помещения. Главной задачей в нашем случае было при помощи измерительного микрофона измерить АЧХ на выходе мониторов, установив микрофон в точке прослушивания. А также измерить время реверберации и в итоге сравнить полученные результаты. Измерения проводились при помощи специального измерительного микрофона Nady cm100. Для анализа данных использовалась программа EASERA (c). Ниже приведены две пары графиков - АЧХ и Время реверберации в формате "до" и "после" отделки.
Спектрограмма "до" отделки. Спектрограмма "после" отделки. Время реверберации "до" отделки. Время реверберации "после" отделки. На спектрограмме "до" можно выявить две основные проблемы:

1) завал в районе 50 Hz

2) подъем в районе 200Hz

На спектрограмме "после" мы видим более ровную картинку в этой области. Вот именно эти проблемы "с басом" были на лицо в прежней, неотделанной комнате. Когда я приносил микс в студию, после домашнего сведения, всегда возникали проблемы с балансом баса, а так же со всем, что находилось рядом с низом и нижней серединой. Анализируя графики времени реверберации, мы видим что для графика "до" отделки мы имеем почти 1 секунду для 1kHz, что совсем не укладывается в оптимум времени, рекомендуемый для контрольных комнат. На графике "после" уже более ровная характеристика, находящаяся в диапазоне 0,4-0,3 секунды.


Заключение.
В конечном итоге комната приобрела следующий вид. Деревянные жалюзи закрывают окно, но если их открыть мы получаем своеобразный вариант бессредной комнаты Хидли, где передняя стена и пол являются отражающими поверхностями, а боковые стены, задняя стена и потолок являются звукопоглощающими.
Графики АЧХ и времени реверберации наглядно демонстрируют и вселяют надежду, что вся проделанная работа была сделана не зря. При первом прослушивании из старых мониторов сразу удалось услышать то, что небыло слышно в старой комнате. А именно, чёткое, сбалансированное звучание и прозрачность передачи всех тембров. Плюс ко всему, вся конструкция служит неплохой звукоизоляционной оболочкой, что обеспечивает достаточный уровень тишины в студии, и позволяет не мешать соседям.

© Максим Крайнев,2011
kraynevmax@gmail.com


Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
Все материалы сайта, включая фото, видео и аудио контент защищены Законом об авторском праве.   © Maxim Kraynev, 2011-16.